Бутилированные надежды

28 сентября 2009, 14:57
Вопреки прогнозам аналитиков, производители бутилированной воды не верят в ослабление рынка.

Рынок бутилированной питьевой воды на протяжении последних 10 лет стремительно рос. В мире в среднем на 10% ежегодно, в России — на 15–20% в год. В 2009 году ситуация изменилась. На мировом рынке прогнозируется рост не более 1–2%. При этом, по прогнозу голландского маркетингового агентства Innova Market Insights BV, объем рынка бутилированной воды сократится на 1% в сравнении с показателем 2008 года.

Подобная тенденция характерна и для российского рынка. По оценке УК «Финам Менеджмент», к началу кризиса рынок бутилированной воды достиг объемов 1,5–2 млрд долларов (около 30–40% от общего объема рынка безалкогольных напитков), в 2009 году при пессимистичном сценарии сокращение может составить 25–30%. Кризис уже успели ощутить на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования и доставке воды. Наиболее серьезный обвал продаж случился в промышленных регионах, где велика доля градообразующих предприятий. Вынужденные остановки производства, сокращение рабочей недели, увольнения сотрудников, разумеется, отразились на потреблении кулерной питьевой воды.

В общем, на текущий момент спад потребления, по разным оценкам, равняется 10–15%, и пришелся он как раз на корпоративных клиентов, сокративших расходы на персонал. По прогнозу Innova Market Insights BV, на 8% в текущем году может вырасти сегмент рынка ароматизированной воды и воды с добавками. Возможно, это хоть частично позволит нивелировать потери компаний, которые им приходится переживать в 2009 году.

Игорь Гордеев, директор компании «Байкальский родник» (Иркутск)

— С начала кризиса с рынка Иркутской области ушла одна из компаний-производителей бутилированной воды. Неизвестно, в чем была причина ухода, так как продажи бутилированной воды, по крайней мере, у нас, упали несильно. В основном снижение коснулось газированной воды в полуторалитровой таре. Продажи негазированной воды в этой таре остались прежними. Ненамного, на три–пять процентов, снизились продажи воды в бутылках 0,5 литра. Потребление воды в емкостях 18,9 литра несколько просело осенью прошлого года за счет компаний, которые были вынуждены уйти с рынка, но за 2009 год практически не изменилось, корпоративные потребители с начала года не урезали объемы закупок, основное снижение в 2009−м произошло по частным лицам.

Со стороны контрагентов ситуация следующая — покупатели нашей продукции не просят пересмотреть контракты. Был единственный случай, когда представители одной из оптовых компаний попросили изменить ценовые условия, и мы, насколько могли, пошли им навстречу. Схемы расчетов также остались прежними. Случаи, когда потребители задерживают оплату, — скорее исключение, чем правило. Ситуация нормальная.

С начала кризиса на рынок вышло достаточно много новых поставщиков оборудования и комплектующих. Как правило, они предлагают цены, которые на 10–20 процентов ниже, чем у существующих поставщиков. В случае если условия значительно выгоднее, чем есть на рынке, мы рассматриваем эти предложения. Одного из поставщиков, правда, не оборудования, а комплектующих, мы уже сменили.

Если финансовое положение частных потребителей улучшится до конца следующего года, продажи бутилированной воды вернутся на прежний уровень. Глубокого проседания рынка мы не видим. Люди привыкли потреблять бутилированную воду и вернутся к ней. Что касается перспектив «Байкальского родника», то сейчас идет подготовка к выходу на рынок Южной Кореи, что влечет за собой ужесточение требований к качеству и внешнему виду нашей продукции.

Мария Чалпан, начальник отдела маркетинга компании «Ледь» (Барнаул)

— Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста российского рынка бутилированной воды за первую половину 2009 года составило примерно четыре процента. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других про­изошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет пять–семь процентов ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами прошлого года, когда прирост составлял не менее 20–30 процентов.

Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.

Нужно отметить в этом году по сравнению с прошлым годом существенный рост эконом-сегмента, который происходит как за счет притока новых клиентов, так и за счет перераспределения — многие клиенты отказываются от более дорогой воды в пользу более дешевой. Так, в июне 2009 года по сравнению с июнем 2008−го в эконом-сегменте направления доставки воды рост произошел в три раза, в направлении продаж воды в пакете 3 литра можно отметить рост в 1,5 раза.

В этом году нами на рынок были выведены вода «Студеная», обогащенная йодом и селеном, и вода «Студеная», обогащенная фтором, в бутылке 1,25 литра. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), мы считаем перспективным и уже несколько лет выпускаем обогащенные воды в бутылях 13 и 19 литров. Обогащенная вода в бутылках 1,25 литра позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.

Что касается наших поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, мы выбираем поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.

В 2009–2010 годах, на наш взгляд, не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые мы проводим ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.

Вместе с этим мы считаем, что существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.

Ирина Ковригина, управляющий директор ЗАО «Эковита», (Красноярск)

— Рынок потребителей бутилированной воды в поликарбонатной таре 18,9 и 13 литров — класса «премиум» сократился. Это связано с введением режима жесткой экономии для большинства корпоративных клиентов — нужно выжить. Бутилированная вода в ПЭТ таре и стекле показала рост продаж (в среднем 25 процентов в сравнении с прошлым годом).

Наша клиентская база расширилась за счет потребителей ближнего круга — Хакасии, Кемеровской области и дальнего — Москвы, Санкт-Петербурга. Ведем переговоры с Воронежем, Поволжьем.

Условия поставок те же, а вот платежеспособность и устойчивость ряда розничных сетей изменилась в худшую сторону. Видим очень много предложений от различных поставщиков оборудования. Снижают цены, предлагают более гибкий график расчетов.

Поставщики поликарбонатной тары в условиях конкуренции тоже готовы пойти навстречу производителю, вместе с тем ПЭТ-тара и комплектующие растут в цене, так как привязаны к евро (рост на 6–10 процентов), повышение стоимости бумаги ведет к удорожанию этикеток.

Постоянно идет работа по поиску новых поставщиков комплектующих, но зачастую то, что дешевле, не может быть лучше или находится дальше. Партнеров меняем в условиях кризиса только по необходимости. Старый друг, который тебя знает и подождет с оплатой, лучше новых двух со 100−процентной предоплатой.

Рынок бутилированной воды России будет расти — сейчас мы значительно не дотягиваем даже до среднеевропейского уровня потребления. Думаю, с 2010 года опережающими темпами будет расти потребление и спрос на воду в стеклянной таре.
Источник: expert.ru

Также в разделе:

В Байкальске открыли завод по розливу воды...

Детская питьевая вода "Жемчужина Байкала" сменила дизайн...

Байкальскую воду начнут разливать в бутылки...

«АЯН» увеличил объемы производства минералки и сократил количество выпускаемого пива...

В кризис иркутские производители воды заявляют о росте...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: